05.03.2012 - Магазин будущего. Основные тенденции в развитии торгового оборудования.

Итак, первое неудобство – до магазина нужно добраться и, следовательно, потратить n-е количество драгоценного времени. Зачастую мы не делаем покупки только из-за того что нет времени доехать до интересующего нас магазина или же выбираем другой магазин только из-за того что в данный момент он расположен ближе чем тот который нам кажется более привлекательным.
Второе неудобство – сложность выбора в условиях большого ассортимента. Мы тратим слишком много времени на поиск отдела или стеллажа с нужным нам товаром. Зачастую хождение по гипермаркету занимает не один час и в итоге мы выходим из него с пустой корзиной так и не найдя того что искали (особенно при выборе одежды).
Третье неудобство – очереди. Часто мы отказываемся от совершения покупок, при виде очереди перед кассой. Например, зайдя купить какую то мелочь типа бутылки с питьевой водой или жевательную резинку и, осознав что придется отстоять 10-15 минут в очереди, мы сразу решаем приобрести их в другом месте либо вообще не приобретать.

Теперь в том же порядке попробуем спрогнозировать пути решения вышеперечисленных проблем, основываясь на уже имеющихся и развивающихся технологий.
Решение первой проблемы очевидно - оформление заказа и выбор товара с помощью интернета. Данная технология с каждым днем используется все шире и шире. Уже практически каждый сетевой ритейлер имеет интернет-магазин. Воспользовавшись интернет-магазином вам нужно всего лишь выбрать нужные товары на сайте и оплатить при получении.
Вторая проблема - в настоящее время уже тестируются и применяются покупательские корзины с информационной навигацией по магазину. Выглядит это примерно так – прямо на покупательской тележке установлен сенсорный дисплей, где вы вводите список запланированных покупок и мгновенно получаете оптимальный маршрут движения по гипермаркету. Мы убеждены, что впоследствии исчезнет и необходимость в самостоятельном хождении по магазину и укладыванию товаров в тележку или корзину. Ибо уже в настоящее время существуют магазины, в которых покупателю достаточно подойти к огромному сенсорному экрану, на котором он может выбрать все необходимое, а так же получить всю необходимую информацию о товаре, сравнить с аналогами и прочее. После этого получить упакованный товар на выдаче, либо его заказать доставку. Так же очень перспективной является уже имеющаяся технология, позволяющая виртуально примерять одежду стоя перед экраном как перед зеркалом. Соответственно в ближайшем будущем необходимость производить витрины и прилавки в привычном для нас понимании исчезнет.
Третья проблема – появление очередей обусловлено недостаточной скоростью обслуживания покупателей персоналом. В настоящее время наибольшую скорость обслуживания возможно получить при организации магазинов самообслуживания с использованием систем штрих-кодов. Для считывания штрих-кода товар необходимо поднести вплотную к сканеру либо поднести сканер к товару. В будущем в этой процедуре не будет необходимости. Будет достаточно просто пронести корзину с товарами мимо специальных ворот и мгновенно произойдет считывание данных о всех товарах в корзине или тележке.
Отметим, что данная технология позволит существенно сократить количество обслуживающего персонала и соответственно снизить торговую наценку. Уже сейчас разработана и внедрена технология RFID(Radio Frequency IDentification), радиочастотная идентификация, посредством считывания информации с транспондеров или меток.

В итоге вырисовывается следующая картина магазина будущего. Полное отсутствие очередей, на порядок меньшее число посетителей, замена привычных витрин, стеллажей и прилавков посредством технологий виртуальной реальности, на порядок меньшее число обслуживающего персонала.