Основы проектирования и дизайна

Данный раздел применим к абсолютно любым объектам проектирования, в т.ч. к торговому и выставочному оборудованию, домашней и офисной мебели, различным объектам средового дизайна. Этап проектирования с самого его начала не должен проходить спонтанно, какие-то моменты закладываются как основа, не требующая прохождения «опытного пути» и «метода проб и ошибок», нужно помнить, дизайн - это художественное конструирование, в основе которого заложено соблюдение пяти обязательных параметров:

  • Функциональность
  • Эргономичность
  • Соответствие материалов
  • Удобство эксплуатации
  • Эстетика

Рассмотрим данные аспекты подробнее.
1. Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система, устройство, изделие, оборудование. Если мы проектируем изделие, которое должно нести в себе ряд определенных функций (опций), и в дальнейшем они не работают – то это плохо спроектированное изделие. Так, например, если проектируются барные стойки и не обеспечиваем их достаточно удобной рабочей поверхностью, лишаем гостевой столешницы, то мы не наделяем данную стойку ее основными функциями - удобного места приготовления коктейлей и еды и зоны контакта покупателя и бармена. Стоит помнить о том, что наделение изделия излишним набором опций только нагружает его, и как результат потребитель пользуется только самыми необходимыми, основными.
Вспомните, наверняка, вы ни разу не воспользовались какими-то кнопками на пульте управления от телевизора, многие хозяйки не знают предназначения 1/3 кнопок от бытовой техники, которой пользуются ежедневно. Это же касается мебели и торгового оборудования, следует поинтересоваться, точно ли заказчику необходимо наличие съемных полок в стеллаже, например, и дополнительной перфорации для них, как часто мы переставляем полки в своей мебели? Отказываясь от всего лишнего, мы удешевляем стоимость изделия и ускоряем процесс производства.

домашнее кресло автор Джадсон Бомонт
Пример необычного решения внесения дизайнером дополнительной функции в конструкцию домашнего кресла (автор Джадсон Бомонт).

2. Эргономичность. Эргономика это-взаимодействие человека и окружающей среды, ее элементы должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психофизиологическим данным человека. Необходимо учитывать размеры, особенности и возможности человеческого тела. Допустим, мы проектируем офисную мебель, конкретно, офисный стол. Обязательно нужно обеспечить его достаточным пространством для ног, продумать высоту и размер рабочей поверхности столешницы. Проще говоря, человек должен иметь возможность беспрепятственно сесть и ли выйти из-за рабочего стола, разместить на нем всю необходимую оргтехнику.
Высота стола должна быть правильно подобранной, так, рекомендуемая высота письменного (офисного) стола 750-800 мм, для сравнения стол упаковки, подразумевающий стоячую работу за ним должен быть 950-1000 мм. Необходимо обеспечить обзорность предметов и доступ к ним, так при проектировании высоких стеллажей, следует подумать о том, как человек будет доставать продукцию с верхних полок, бывает и так, что верхние полки высоких стеллажей заставляют продукцией, не требующей ее периодического изъятия, и верхние полки несут характер больше накопительного свойства, тогда такая «неудобная» высота оправдана.

Пример эргономической схемы
Пример эргономической схемы

3. Соответствие материалов. Правильно подобранные материалы – то, что делает успешным торговое оборудование, домашнюю мебель, выставочное оборудование, оборудование для ресторанов. Для примера в вышеперечисленных пунктах мы брали офисный стол и барную стойку. Сравним их относительно материалов, из которых они могут быть изготовлены. И у стола и у стойки есть рабочая поверхность – зона, на которой непосредственно происходит работа (бармена и офисного сотрудника).

Характер данных работ разный, и если рабочую поверхность стола мы можем выполнить из ЛДСП или, массива дерева, то в случае стойки, из-за постоянного взаимодействия поверхности с горячими предметами, с влагой напитков и продуктов, посудой, оставляющей мелкие царапины, следует использовать более износостойкие материалы, такие как искусственный камень или нержавеющая сталь. В силу менее щадящих условий эксплуатации, барные стойки, как правило, изготавливают на основе металлокаркасов. Боковины, царги, наполнения стола и стойки могут быть выполнены как из ЛДСП, массива дерева, так и из материалов с глянцевыми поверхностями (акрилайн, слоистый пластик, UV-панель).

Пример нестандартного применения материала

Пример нестандартного применения материала, как результат изделие выглядит легковесно, его хочется рассматривать (автор Филипп Старк)

4. Удобство эксплуатации. Здесь нет конкретных определений, имеется в виду, что проектируемое изделие должно нести удобство и комфортность в использовании. Так если мы создадим слишком глубокий прилавок (рекомендуемая глубина не более 500 мм), продавцу будет просто неудобно доставать из него товар, что будет существенно замедлять и усложнять его работу; другой пример - для больших ящиков лучше использовать шариковые направляющие полного выдвижения, выдерживающие большие нагрузки, такое изделие дольше прослужит, а вероятность срыва ящика с направляющих сведена к минимуму.

Удобство эксплуатации невозможно без продуманного зонального разделения изделия или среды. Так проектируя кухню, важно правильно скомпоновать и обустроить зоны приготовления пиши, ее потребления и хранения, зона варочной поверхности и приготовления еды на огне не должна находиться в непосредственной близости от холодильной продукции, рядом с мойкой должно оставаться свободное пространство для складывания посуды и продуктов, модуль с сушилкой для посуды должен находиться над мойкой и т.д.

5. Эстетика. Зачастую удобные, эргономично продуманные изделия не пользуются спросом у потребителей, последние как правило аргументируют свой отказ от покупки простым словом «некрасиво».

Что есть красота? Возможно, красота – это гармония, и у каждого она своя. Очень важно почувствовать вкус потребителя (заказчика), его предпочтения относительно цветовой гаммы; фактурности материалов, качества их поверхностей; конфигурации и формообразования предмета. Считается, что форма предмета (изделия) должна непременно передавать (отображать) его функцию и свойства, так например, глядя на дверную ручку на дверце шкафа мы можем предположить, что потянув за нее, мы откроем дверь, но современные веяния дизайна направлены на все большую лаконичность и чистоту поверхностей фасадов шкафов и накопителей, и тогда этот эффект поддерживается отсутствием ручек, и наличием скрытых систем для открывания дверей типа «Push to open». Как результат форма не несет информации о том, что дверь можно открыть, подразумевается заочное знание об этом.

Существуют и достаточно классические законы цвето и формообразования, так, не рекомендуется использовать больше 3х цветов в одном изделии (как и одно из золотых правил шрифтов - не использовать больше 3х видов в одном печатном листке), одного цвета должно быть больше чем других два, активные должны обязательно приглушаться нейтральными. Например, если вы выбираете кухонные фасады активных цветов (салатовые, маджентовые и т.д.), столешницы из искусственного камня, боковины и наполнения должны быть нейтральных цветов (серые, черные, белые, кремовые и т.д).

Важно поддерживать понятие «теплохолодности», старайтесь не использовать только холодные или теплые цвета, лучше их сочетать, т.к в природе теплое сочетается с холодным и подсознательно, такое сочетание воспринимается человеком как более сбалансированное . Но если вы все-таки выбрали изделие , например, только холодных цветов, можно сочетать его с подсветкой теплого свечения. Рекомендуется сочетание поверхностей различного характера как визуального, так и тактильного – глянцевые с матовыми, гладкие с шагреневыми (шероховатыми), тогда изделие выглядит более «сложным», многоструктурным, его хочется рассматривать.

 

Образ изделия складывается из мелочей

Часто мы слышим о том, что важно придумать, «нафантазировать» изделие, и уже потом вписать его в вышеуказанные требования. С одной стороны, это правильно, ведь изображая эскиз будущего автомобиля, дизайнер не подстраивает полет своей фантазии под габариты существующего двигателя; но, порой, образ складывают мелочи, нюансы, которые утрачиваются при более доскональном конструировании, и как результат - на выходе мы получаем изделие отличное от задуманной идеи.

Среди ученых есть мнение, что человек воспринимает предметы «правильных» размеров более гармоничными, имеется в виду, что основные параметры – глубина, ширина, высота – должны соответствовать целым (округленным числам), например не 1456мм, а 1400мм. Когда-то известный авиаконструктор Туполев Андрей Николаевич сказал теперь уже крылатую фразу «красивый самолет хорошо летает».

Часто не акцентируя внимания на внешние недостатки, непропорциональность в изделии проектировщик недооценивает способности человеческого мозга к подробному анализу увиденного и интуитивных отметок недостатков в изделии - как результат, потребитель отказывается от приобретения, не в состоянии изложить причину вслух. Лишь наложение фантазии дизайнера на основные правила проектирования, дает на выходе изделие, торговое оборудование, пользующееся спросом у покупателя (заказчика).

Изображение
Стол-стойка (автор Заха Хадид)