11.08.2011 - Сфера производства и поставки торгового оборудования в кризис

Не прошло и двух лет с событий 2008 года как вновь Интернет и СМИ начали пестрить статьями с заголовками о нестабильности американской экономики, вероятности технического дефолта, снижении рейтинга США, второй волне мирового экономического кризиса. Вновь курсы основных мировых валют стали серьезно колебаться по отношению к рублю. В сознаниях людей все сильнее и сильнее поселяется чувство неопределенности, предчувствие надвигающихся экономических и социальных трудностей. В данной статье, которая посвящена компаниям работающим в сфере производства и поставки торгового оборудования мы попытаемся ответить на вопрос: А стоит ли воспринимать мировой экономический кризис как нечто негативное и пугающее?

Итак, для начала давайте же вернемся в тот злосчастный 2008 год и проанализируем события и тенденции на  рынке розничной торговли. Хотелось бы заранее отметить что представленный ниже анализ является отчасти субъективным, ибо при написании данной статьи в качестве источников информации мы располагали лишь собственным опытом и опытом наших постоянных Клиентов. Так же, безусловно, мы отдаем себе отчет в том что у других компаний ситуация могла существенно отличаться от нашей, в меру их иной специализации, других поставщиков, различий в производственной базе и рынке сбыта продукции.

События нашими глазами развивались следующим образом. В период первых двух  месяцев 2008 года казалось, что рынок замер. Огромная инфляция, ежедневные пугающие новости с  рынка акций, колоссальная нестабильность курсов валют, стремительный рост процентных ставок по кредитам, все это ввело в ступор бизнес. Большинство компаний затаились в страхе и полном неведении, в каком же направлении двигаться. Все эти факторы привели к быстрому ухудшению благосостояния крупных фирм и торговых сетей, большую роль в жизнедеятельности которых играют заемные средства. Покупательная способность населения резко сократилась как по причине массовых сокращений, так и панического страха расстаться с деньгами из-за неуверенности в завтрашнем дне.

Началось массовое высвобождение больших торговых площадей вследствие банкротства торговых компаний либо сокращения их точек реализации. Логично, что все это  привело к падению цен на аренду и к упрощению условий входа в рынок для новых игроков. Снижение стоимости торговых площадей, плюс постоянно растущее предложение быстро дошло до некой точки, когда небольшие компании, которым удалось сохранить «под подушкой» хоть какие то сбережения, начали со столь стремительной активностью занимать недорогие и привлекательные с точки зрения проходимости и расположения торговые площади. Нельзя не заметить очевидную для того периода тенденцию к снижению спроса на дорогие эксклюзивные товары, и его значительное увеличение на товары первой необходимости. Активно стали открываться небольшие, по большей части несетевые продуктовые магазины, аптеки, магазины недорогой одежды и пр. Стало очевидно, что в кошельках потенциальных покупателей больше не было лишних денег, что бы позволить себе дорогие покупки. Одним словом создалась крайне благоприятная ситуация для открытия бизнеса в сфере ритейла, ориентированного на продукты первой необходимости. Данная тенденция наблюдалась примерно в течение двух лет с пиком своей активности, по нашим оценкам, в конце лета-начале осени 2009 года. Далее начался плавный процесс наполнения рынка и постепенный спад активности, длившийся примерно до конца 2010 года.

Из всего вышесказанного следует, что нестабильность экономики не снижает активность потенциальных заказчиков торгового оборудования, а наоборот, заставляет их либо осуществлять активную ротацию торгового оборудования, либо в короткие сроки осуществлять его демонтаж, либо вследствие перепрофилирования, заказывать новое. Вторым положительным моментом кризиса является появлении новых игроков на рынке ритейла и следовательно потенциальных клиентов в их лице. Спрос же на поставки торгового оборудования в данных условиях не снижается а наоборот возрастает, с той разницей, что исчезают запросы на дорогое эксклюзивное торговое оборудования и резко возрастет число заявок на стандартное или бывшее в употреблении. Так же характерно увеличение спроса на холодильное оборудование и металлические стеллажи для небольших продуктовых магазинов самообслуживания. Возрастает активность открытия несетевых аптек, а следовательно появляется спрос на витрины из алюминиевого профиля и стекла, как на наиболее подходящие для продажи медикаментов. Вспоминая тот период, невольно вспоминается известное высказывание Уинстона Черчилля: «Любой кризис-это новые возможности».